Назад
15.03.2011

Лев Кабано

На вопросы журнала "Системы безопасности" отвечает заместитель директора ЛУИС+ Лев Кабанов. 

Для участия в «круглом столе», который был организован с целью обсуждения наиболее важных аспектов программного обеспечения для IP-видеонаблюдения (VMS), были приглашены представители ведущих российских компаний. Различие типов бизнеса этих компаний – производство, продажа, интеграция – позволило всесторонне оценить критерии выбора VMS: 1) юзабельность, 2) бесплатность, 3) мобильность, 4) «облачность», 5) интеллектуальность.

Для создания интересной дискуссии экспертам было предложено прокомментировать несколько тезисов, сформулированных в некоторой степени провокационно.

Тезис №1. Юзабельность, удобство ПО как краеугольный камень. 

Мы живем в век избалованных пользователей – и это хорошо не только для клиентов, но и для конкурентной борьбы и ее результирующего «гамбургского счета» в виде прибылей и выживания на рынке. Тон игре задают ИТ-гиганты, такие как Apple,Google, Sony, Microsoft… Привыкнув к максимальному удобству ПО и электронных устройств, пользователь начинает требовать того же и от VMS. Так что выиграет в конкурентной борьбе именно  тот, кто предложит пользователю не только отличные характеристики, мощные возможности, но и максимальную юзабельность программного обеспечения.

Лев Кабанов: Удобство и дизайн программного обеспечения – тема важная. Но, по моим ощущениям, у больших игроков нашего рынка это вопрос четвертый или пятый в списке важных дел. В основном компании играют в игру «Заинтегрируй всех производителей и придумай новые фишки для рекламной кампании». В общем, у всех все хорошо, рынок растет и сбыт тоже. И какой-то особенной нужды править интерфейсы компании не чувствуют. Думаю, что некий прорыв в данной теме возможен от новых небольших компаний,  получивших опыт работы в других сегментах ПО для конечных пользователей.

А в целом в конкурентной борьбе выиграет не тот, кто предоставит некие характеристики или мощные возможности -  это сейчас по умолчанию должно быть, а те, кто быстрее и точнее вспомнит, для кого все это делается – для клиентов. И предоставят рынку лучший КЛИЕНТСКИЙ СЕРВИС.

Тезис № 2. Пользователи полюбили бесплатное ПО.

«Экономика даров», благодаря развитию интернета, сейчас находится в стадии активного роста. Пользователи избалованы бесплатными сервисами, которые предлагают ИТ-гиганты – Google, Яндекс, Facebook… Множество бесплатного ПО для офиса и дома активно «объедает» рынок у тех производителей, кто привык получать за него деньги. Тенденция настолько сильна, что даже пресловутый Microsoft предложил рынку бесплатный пакет офисных программ Office Starter 2010. Отрадно, что крупнейшие VMS (например, Milestone и ITV | AxxonSoft) почувствовали эту тенденцию и предложили пользователям бесплатные варианты своих программ.

Лев Кабанов: В целом тренд есть. Сегмент инсталляций для небольших предприятий и конечных пользователей однозначно в ближайшие два года уйдет на такой «псевдобесплатный софт». Просто стоимость софта будет красиво учтена в стоимости «железа». И у производителей софта, конечно, есть варианты: самим продавать «железо», заключать стратегические партнерства с производителями «железа» или торговыми домами. А вот сегмент крупных, значимых инсталляций останется наиболее интересным для разработчиков ПО. Все это я считаю плюсом для рынка, так как конкуренция растет, а значит, клиент должен от этого выигрывать.

Тезис № 3. VMS должно быть мобильным.

 Здесь несколько факторов:

  • Развитие технологий – таких, как 3G, несмотря на медленное распространение в России,
  • Стремление операторов сетей связи зарабатывать больше (ведь разговорный и SMS-трафики уже вышли на плато, которого скоро достигнет и контент-трафик).
  • Желание пользователей получать мобильный (и повторюсь, удобный) доступ к своим системам видеонаблюдения.

Эта тенденция весьма очевидна, и производители VMS уже довольно давно выпускают приложения для мобильных телефонов. Но у смартфонов маленькие экраны, другое дело – iPad. Именно VMS-приложения для iPad станут наиболее востребованы в ближайшее время.

Лев Кабанов: Приложения для смартфонов и мобильных планшетов уже есть. И какая-то часть клиентов их использует для решении своих задач. Очевидно, что мобильная часть у VMS должна быть.

Тезис №4. SaaS – и незачем покупать сервер для хранения записей!

Saas – Software as Servise, то есть ПО как сервис. Его не нужно устанавливать на свой ПК, не нужно покупать множество дисков для хранения записей – все произойдет online. Пользователь просто подключит свои IP-камеры к Интернету, зарегистрирует их у поставщика SaaS и может больше не беспокоиться о работе ПО и хранении записей – будет лишь платить абонентскую плату, зависящую от количества камер и нужной  глубина архива, и работать со своей системой видеонаблюдения через Web-браузер. На Западе это однозначная тенденция. У нас, я думаю, она столкнется с неготовностью людей «хранить самое дорогое» - видеозаписи – где-то на неведомом сервере. Но рано или поздно доверие в Интернет вырастет, возрастет и спрос на VMS формата SaaS.

 

Лев Кабанов: SaaS – приложения взорвут рынок IP-видеонаблюдения в России уже в 2011 г. И основным двигателем прогресса тут станут наши гиганты – МТС, Билайн, Мегафон плюс сотни локальных интернет-провайдеров. Все это будет касаться в большей степени сегмента у частных клиентов – то есть нас с вами. Если конечный продукт будет также удобен, как в свое время был СТРИМ, эта услуга поднимет рынок IP-видеонаблюдения раза в 4 уже в 2011 году. Сейчас уже никого не удивляют домофоны в каждом подъезде, то же самое будет и с IP-камерами, которые будут стоять в каждом подъезде и на каждой десятой лестничной площадке. Все, у кого имеется выделенная линия Интернета, являются потенциальными клиентами данной услуги. Думаю, что, если камеры будут предлагаться по схеме аренды (условно за 30 рублей в месяц) и стоимость пользования архивом будет рублей 100, я сам воспользуюсь этой услугой J)). И вообще, тема аренды – софта, или «железа» для систем безопасности – может стать новым драйвером.

Как говорится, дерзайте! Другой такой революции на нашем рынке не предвидится в ближайшие 4 года.

Тезис № 5. Пресловутая видеоаналитика.

Уж сколько раз твердили миру, что видеоаналитика – это следующая ступень в развитии видеонаблюдения. Я до сих пор в это верю. Достойное ПО для обработки метаданных, приходящих с камер со встроенной видеоаналитикой, - это новый вызов и обширное окно возможностей для производителей VMS.

Есть еще направление развития – видеоаналитика, встроенная в VMS, но в данном сулчае мешают многие аппаратные ограничения (например , ограничение мощности процессоров, пропускной возможности каналов связи…).

В целом, уверен, будущее VMS – прекрасно и безоблачно, особенно для тех производителей, которые предвосхитят все рыночные тренды и продадут (или подарят) потребителю именно то ПО, которое потребуется ему в будущем.


Лев Кабанов: Видеоаналитика, алгоритмы сжатия, новые яркие названия продуктов, красивые упаковочные коробочки, громкие PR-акции – все это имеет смысл только в том случае, если это реально востребовано потребителями. Наверное, кому-то действительно нужна видеоаналитика в системах  видеонаблюдения для решения совершенно конкретных задач.

А кому-то – нет. Рынок систем видеонаблюдения все больше сегментируется, появляются четкие группы потребителей со своими потребностями и нуждами. Делать продукт для всех сегментов сразу – идея хорошая, но трудно реализуемая. Если разработчики видеоаналитики будут формулировать четкое и ясное предложение в адрес нужного сегмента потребителей – их ждет несомненный успех.

Источник: Журнал «Системы безопасности», № 1, 2011 года.

Электронное издание secuteck.ru/imag/ss-1-2011/150

Это интересно: